Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способными к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока — дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия — это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот — необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
ФГОС вводят новое понятие — учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично — запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
- возраста ребенка;
- специфики учебного предмета;
- меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
- предъявить противоречивые факты, теории;
- обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений |
Традиционная деятельность учителя |
Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку |
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока |
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами |
|
Основные этапы урока |
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя |
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке |
Успеть выполнить все, что запланировано |
Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) |
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. |
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока |
Преимущественно фронтальная |
Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков |
— |
Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся |
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс |
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда |
Создается учителем. Выставки работ обучающихся |
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения |
Предметные результаты |
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося |
Создание портфолио |
|
Основная оценка — оценка учителя |
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки |
|
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ |
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
- У ученика надо сформировать мотивацию учения, т.е ребёнок должен заинтересоваться тем, что ему предстоит изучить или чему научиться на уроке. Ученика должно подвести к тому, чтобы он сам чётко сформулировал тему и цель урока.
- Ученик должен удерживать цель в течение всего урока.
- На каждом уроке, перед каждой контрольной работой давать детям критерии оценки их работы. Ученик должен чётко знать, за что ставится «5», за что «4» и т.д.
- Обязательный тип заданий на каждом уроке — исследовательская деятельность ребёнка (маркировка, группировка, подведение под понятие и т.д.).
- Уровневая дифференциация. У ребёнка должен быть выбор: что делать, сколько делать, как делать. То же самое относится и к домашнему заданию. У ученика должен быть выбор! Не задавать много, не перегружать.
- На каждом уроке должны применяться информационно — коммуникационные технологии: как инструмент деятельности учителя, как инструмент формирования УУД, как источник информации.
- Большая часть урока должна отводиться самостоятельной работе учащихся. Но для её выполнения учитель должен грамотно сконструировать урок. Для успешной самостоятельной работы учитель обязан дать подробную инструкцию, задать пошаговый алгоритм в виде опорного конспекта, показать образец решения, несколько раз повторить, т. е обеспечить ребёнку усвоение. «Мало дать задание, надо дать ориентировку его выполнения» (П.Я. Гальперин). А затем учитель выступает лишь в роли консультанта, уходит на второй план, что называется, «за кулисы» и освобождает место ученику для приобретения его собственного опыта. У хорошего учителя должен быть лёгкий шумок на уроке.
- Но простому воспроизведению не должно быть место на уроке. Ученик должен применять знания в изменённой ситуации. Надо ставить мышление, а не давать знания в готовом виде. На сегодня учёные констатируют, что только у 40 % выпускников 4 класса сформировано логическое мышление. Это серьёзная проблема! (контурные карты обводить по 3 часа нельзя!)
- На каждом уроке должна присутствовать коллективная работа уч-ся. Многие цели решаются в ходе этой работы, но главная — заставить детей говорить, проговаривать, учить общению и сотрудничеству. Наши дети не владеют речью и не могут общаться. Кроме того, если академический урок приучил нас к фронтальной работе, которая не даёт результата, то при организации работы в группах и парах ученик будет работать индивидуально.
- Мы не учим учеников видению предмета, курса в целом. Мы любой предмет преподаём кусками. Необходима крупноблочная подача материала. Детали, мелочи убрать из объяснения. Подсчитано, что через год после окончания школы у ученика остаётся только 7 % школьных знаний (если он не продолжает обучение по этому предмету). Но каждый учитель считает, что если он хоть строчку зачеркнёт в содержании, то всё, катастрофа!
- На каждом уроке должна быть самооценка и рефлексия. Ученик сам заполняет лист самооценки и если он её завышает, а тест показал обратное, то это предмет для разговора.
- В начальных классах и младших классах среднего звена надо учить, играя, учить на основе учебных ситуаций.
- Учебные ситуации с элементами игровой деятельности:
— соревнования— командные и индивидуальные;
— сюжетные игры — «Поиск сокровищ», «Поможем Незнайке»;
— ролевые— «Пишем инструкцию», «Почемучка, «Учитель».
- Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности (обязательный тип занятий):
— эксперименты;
— маркировка,
— группировка,
— классификация,
— сопоставление.
- Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской и социальной деятельности:
— «Пишем книгу»,
— «Готовим праздник»,
— «Делаем подарок».
В РЕЗУЛЬТАТЕ ИГРЫ учитель решает свои задачи: сформировать, научить, развить, а дети — свои: они удовлетворяют свой интерес.
13. На каждом уроке должна быть самооценка и рефлексия. Ученик сам заполняет лист самооценки и если он её завышает, а тест показал обратное, то это предмет для разговора. Ученик по окончании урока делает вывод не только о том, какие знания он получил, но и как он работал.
14. Интеграция знаний должна быть во все предметы (межпредметные связи). Без этого компетентность не сформируешь. когда дети начинают применять математику в физике, то учителю математики видно, где он не доработал. Поэтому необходимо возобновить взаимопосещение уроков.
Для работы по ФГОС у учителя должно перезагрузиться сознание!