Версия для слабовидящих

Создание специальных условий

Создание специальных условий для детей с ОВЗ в МБОУ СОШ №2

 

   Все обучающиеся с  ограниченными возможностями здоровья осваивают образовательные программы на уровне не ниже базового.

Учебно-воспитательный процесс в 2019-2020 учебном году в МБОУ СОШ №2 осуществляют 66 учителей.  Учителей, работающих  с детьми с ОВЗ в МБОУ СОШ №2 – 50 человек, что составляет 75% от общего количества педагогических сотрудников.

Из них высшее образование имеют 47 (94%) педагогов (из числа педагогов, занятых в инклюзивном образовании), 3 чел.(6%) – получают высшее образование заочно.

23 (46%) учителя имеют высшую квалификационную категорию, 10 (20%) - первую квалификационную категорию; аттестованы на соответствие занимаемой должности – 10 (20%) человек, 7 (14%) педагогов – молодые специалисты.

Педагоги и специалисты школы регулярно  повышают квалификации на курсах по проблеме «Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в ОУ в условиях внедрения ФГОС».100% педагогических работников МБОУ СОШ №2 за последние 3 года прошли повышение квалификации в области инклюзивного образования.

Повышение уровня квалификации педагогических работников происходит также посредством участия в проблемных семинарах, вебинарах, тематических заседаниях предметных методических объединений, Педагогических советах, а также через самообразование.

   Психолого-педагогическое сопровождение  детей-инвалидов и детей с ОВЗ МБОУ СОШ №2 представлено заместителем директора по УВР, курирующего вопросы здоровьесбережения (0,5 ставки с 02.03.2020 года), 2 педагогами-психологами (1,5 ставки), социальным педагогом (1 ставка), педагогом-логопедом (1 ставка).

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в очной форме. Очные (индивидуальные, групповые) занятия проводятся с обучающимися, посещающими МБОУ СОШ №2.

Работа педагогов-психологов включает в себя следующие направления деятельности:

Работа с обучающимися:

- охрана жизни и здоровья детей, профилактика вторичных нарушений развития обучающихся с ОВЗ;

- психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ (индивидуальная диагностика когнитивных  и личностных особенностей, определение зоны ближайшего развития ребенка – 100% обучающихся с ОВЗ); психологическое консультирование обучающихся средних и старших классов, оказание психологической поддержки – 100% обучающихся с ОВЗ; проведение индивидуальных и групповых - мониторинг факторов риска развития кризисных состояний, отслеживание и коррекция психоэмоционального состояния обучающихся, проведение занятий с использованием комнаты психологической разгрузки – 100% обучающихся с ОВЗ;

- психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки обучающихся с ОВЗ, проведение профориентационной работы – 8-11 классы.

Работа с педагогическим коллективом:

-проведение индивидуальных консультаций классных руководителей (100%) и учителей-предметников по особенностям детей с ОВЗ, обучающихся в классе, оказанию педагогической поддержки детям данной категории;

-просветительская работа (выступления на заседаниях предметных МО педагогов, Педагогических советах, проведение психолого-педагогических практикумов, семинаров)- не реже раза в четверть.

Работа с родителями:

- индивидуальные и групповые консультации (по запросу и по результатам диагностик), оказание психологической поддержки семье – 100% семей, воспитывающих детей с особенностями развития  (консультирование родителей по индивидуальным особенностям ребенка,  о зоне ближайшего развития ребенка, его резервных возможностях. Профилактика инвалидизации семьи. Снятие с родителей комплекса вины. Психологическая поддержка семьи и ребенком-инвалидом. Консультирование родителей о формировании положительной - работа по психологическому просвещению (выступления на общешкольных и классных родительских собраниях).

    В течение учебного года реализуются индивидуальные коррекционно–развивающие программы в соответствии с нозологией нарушений в развитии ребенка (программа развития когнитивных процессов, программы по развитию эмоционально-волевой сферы, комплексная программа «Психологический практикум», программа профессионального самоопределения, программа для детей с ТНМР). Диагностическая работа включает индивидуальные и групповые исследования с целью сопровождения процесса  адаптации школьника, определения соответствия индивидуального развития возрастным нормативам, изучение личностных особенностей детей, оценки психоэмоционального состояния обучающихся.

Дети с особыми образовательными потребностями и их родители  100% охвачены консультативной работой. Обучающиеся получали консультации индивидуально по запросам и во время коррекционных занятий, родители – индивидуально по запросам и во время родительских собраний (групповые).   Также за консультативной помощью обращались педагоги, работающие с детьми данной категории. Наибольшее количество консультаций педагогов было посвящено взаимодействию с гиперактивными, тревожными, неуверенными  детьми в классе, решению проблем поведения, обучения детей. Большинство запросов на консультациях родителей было по вопросам выстраивания детско – родительских взаимоотношений в семье, преодолению трудностей в обучении, социализации детей.

 В течение учебного года проводилась работа с использованием комнаты психологической разгрузки по приобретению и совершенствованию обучающимися с ОВЗ  навыков саморегуляции, снятию нервно-психического напряжения, повышению работоспособности, оптимизации темпа и продуктивности деятельности. Проводились групповые занятия, направленные на снятие напряжения, уменьшение тревоги и агрессии социально приемлемыми способами.

Для организации учебно-воспитательного процесса в МБОУ СОШ №2 разработаны нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию обучения и воспитания с обучающихся с особыми потребностями. Для каждого ребенка – инвалида и обучающегося с ОВЗ подобраны специальные образовательные программы с учетом заболевания, приобретены специальные  учебники и учебные пособия.  Учителями МБОУ СОШ №2 разработаны рабочие программы  с учетом психофизических особенностей состояния здоровья обучающихся.

Здоровьесберегающая деятельность школы включает в себя выявление детей с ОВЗ, прием детей- инвалидов и создание для них условий, согласно особенностям заболевания. Ежегодное прохождение диспансеризации, обследовании на многофункциональном аппарате «Армис» позволяет выявлять обучающихся с отклонениями в физическом и психическом здоровье.

  1. Для детей с ОВЗ, обучающихся в условиях общеобразовательного класса, кроме традиционных форм работы, содействующих сохранению и укреплению здоровья, в нашей школе используются комплекс корригирующих лечебных процедур и методов профилактики так называемых «школьных» болезней.
    Профилактика и коррекция «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки) во многом зависит от соблюдения гигиенических норм естественного и искусственного освещения, соответствия размеров школьной мебели возрастно-антропометрическим параметрам школьника, а также от величины учебной нагрузки. Среди специфических методов профилактики прогрессирования близорукости используется специальная гимнастика для снятия зрительного напряжения. Профилактика заболеваний носоглотки проводится с использованием дыхательной и звукоречевой гимнастики на уроках музыки и английского языка со второго класса.

Педагогическими работниками и специалистами при  организации и проведении  урока (занятия)в классе с детьми с ОВЗ учитываются:

1) обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос обучающихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от обучающихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся: метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения  ИКТ и ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы обучающихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;  -  наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п. 

Педагогические работники на уроках в классах с детьми с ОВЗ  обращают внимание на момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.

   При осуществлении обучения на дому педагоги МБОУ СОШ №2 учитывают психофизиологические аспекты здоровьесберегающей организации учебного процесса в зависимости от заболевания обучающегося, выполняют  принципы грамотного подбора оптимальных показателей темпа и ритма уроков.

Все дети с   особыми ограниченными возможностями здоровья ежегодно проходят школьный ПМПк (ППк) в начале учебного года (по результатам входящей диагностики, в середине (динамика развития ребенка и  коррекция индивидуальной программы сопровождения обучающегося) и в конце учебного года (итоговый консилиум отслеживания динамики развития обучающихся). При необходимости проводятся внеплановые заседания.В течение 2019-2020 учебного года в школе состоялось 5 заседаний ПМПк (ППк), на которых были рассмотрены результаты адаптации, социализации, образовательные результаты 100% обучающихся с  особыми ограниченными возможностями здоровья. Школьный консилиум тесно сотрудничает с территориальной психолого-медико-педагогической комиссией.  У 32 обучающихся, представленных ранее на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию были определены специальные условия получения образования, формы сдачи государственной итоговой аттестации, направления коррекционной работы.

   Выявлением обучающихся, имеющим нарушения устной и письменной речи  (дислалии, ринолалии, дизартрии, заикания, дизграфии, дислексии, речевых нарушений, вследствие снижения слуха)  и оказанием своевременной помощи в МБОУ СОШ №2 занимается молодой специалист, учитель - логопед Лепейко И.В. В текущем учебном году был реализован План коррекционно-методической работы, включающий проектно-диагностическую, коррекционно-развивающую и консультативно-методическую  деятельность. По результатам проведенной диагностики в 2019-2020 учебном году в логопедической группе были организованы занятия с 25 обучающимися 1-5 классов: ОНР – 6 чел, ФФНР – 7 чел, ФНР – 8 чел, дисграфия ФФНР – 2 чел., дисграфия ОНР – 2 чел. Учитель – логопед вел  систематическую работу по заполнению речевых карт, подбору наиболее эффективных пу­тей обучения и восстановления ус­тной и письменной речи детей.

 

  С 1997 года в МБОУ СОШ№2 функционирует  психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), деятельность которого регламентирована  федеральными, региональными и локальными нормативно-правовыми актами, включая  Положение о работе психолого-медико-педагогического консилиума. В марте 2020 года на основании распоряжения Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации" Педагогическим советом МБОУ СОШ №2утверждено Положение о психолого-педагогическом консилиуме МБОУ СОШ №2, приказом директора от 05.03.2020 года №116 утвержден состав психолого-педагогического консилиума МБОУ СОШ №2:

председатель ППк–Вакало Н.А., заместитель директора МБОУ СОШ №2;

заместитель председателя ППк  - Шабанова Т.А.,педагог-психолог;

секретарь ППк-Лепейко И.В., учитель-логопед; Матросова В.Н. - педагог-психолог; Разумовская О.Ю.- социальный педагог.

Задачами ППк являются:

1. выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;

2. разработка и реализация комплексной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида, отслеживание динамики развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

3. консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;

4. контроль реализацией мероприятий программы сопровождения.

Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом МБОУ СОШ №2 на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся и отражается в графике проведения заседаний. Внеплановые заседания ППк проводятся при зачислении нового обучающегося, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при стабильно отрицательной (положительной) динамике обучения и развития обучающегося; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося в соответствии с запросами родителей (законных представителей) обучающегося, педагогических и руководящих работников МБОУ СОШ №2; с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого обучающегося.

   В воспитательной работе МБОУ СОШ №2  реализуется программа «Я выбираю жизнь», в рамках которой ведется работа по пропаганде и обучению навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда. Создана программа «Здоровая школа». Организация внеурочной и внеклассной  деятельности представлена  спортивными секциями и творческими кружками.  Всем обучающимся МБОУ СОШ №2 с особыми возможностями здоровья предоставлен спектр дополнительных образовательных программ по направлениям: спортивно-оздоровительное, интеллектуальное, художественно-эстетическое, социальное, духовно-нравственное. Создана система традиционных социально-значимых, культурно-досуговых и познавательных мероприятий:  праздники, фестивали, концерты, конкурсы, олимпиады, ученические конференции, спартакиады, социальные акции. Классные руководители в течение учебного года стараются вовлечь обучающихся с ОВЗ в участие в праздниках, посвященных Дню матери, Новогоднему карнавалу; спортивных соревнованиях; интеллектуальных олимпиадах и конкурсах; школьной научно-практической конференции (защита ученических проектов) «Шаг в науку»; концертах, посвящённых Дню учителя, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, празднику «Последний звонок»; мероприятиях, посвящённых Дню Победы; социальных акциях «Покормите птиц», «Чистый двор», «Каждому скворцу по дворцу», «Аллея Победы»и др. Обучающиеся с ОВЗ посещают секцию баскетбола (рук Дьяконова А.А.), кружок «Эколята» (рук.Ведунова С.С.), секцию баскетбола (рук. Дьяконова А.А.), кружок «Мой музей» (рук. Дубовикова В.Н.)