«Наставничество - эффективный инструмент педагогической деятельности в общеобразовательной организации»

Документы:

  1.  Приказ Министерство общего и профессионального образования РО от 30.07.2020 №602 «В внедрении методологии  (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам»
  2. Приказ МБОУ СОШ №2 от 02.09.2020 №323 «О внедрении методологии (целевая модель) наставничества в МБОУ СОШ №2
  3. Дорожная карта внедрения методологии (целевая модель)  наставничества в МБОУ СОШ №2
  4. Положение о наставничестве в МБОУ СОШ № 2
  5. Приказ об организации методической работы в МБОУ СОШ №2 в 2024 -2025 учебном году (назначение наставнических пар)
  6. План работы «Школы молодого специалиста» МБОУ СОШ №2 в 2024 - 2025 учебном году

 

 «Наставничество - эффективный инструмент педагогической деятельности в общеобразовательной организации»

(из опыта работы в МБОУ СОШ №2)

Движение наставничества в профессиональной среде является неотъемлемой частью современного образования. Благодаря грамотно созданной системе наставничества в школе формируется коллектив высококвалифицированных преподавателей, складывается положительное отношение к педагогической профессии.

 

2022-2023 учебный год

Наставничество в МБОУ СОШ №2 является частью большой методической работы по совершенствованию профессиональных компетенций учителей и включает несколько направлений.

 

Направление №1: деятельность по адаптации молодых педагогов-предметников:

в 2022-2023 учебном году сразу после Константиновского педагогического колледжа в МБОУ СОШ №2 пришли работать 2 молодых педагога: учитель начальных классов и учитель физической культуры.

Фото 1

 

Опытные наставники помогли молодым коллегам провести диагностику педагогических потребностей, сократить период адаптации и обретения профессионального мастерства.

Фото 2

Направление №2: работа с молодыми специалистами (логопедами, психологами, педагогами-организаторами, классными руководителями, педагогами дополнительного образования).

Фото 3

Такая работа требует очень слаженного и грамотного взаимодействия наставника и стажера, так как совместная деятельность помогает ускорению процесса профессионального становления специалистов, развитию их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности.

Фото 4

Так, буквально в первый год работы в школе педагог-организатор Графова Мария при кураторстве наставника (заместителя директора по воспитательной работе) защитила социальный проект и вошла в молодежное правительство при Администрации Константиновского района в качестве Молодежного начальника отдела экономического развития, торговли и бытового обслуживания.

Фото 5

Направление №3: работа с педагогическими кадрами при вхождении в новую должность:

определенный кадровый голод заставляет администрацию школы модернизировать  собственные педагогические ресурсы школы и помогать педагогам-предметникам приобрести вторую, а порой и третью специальность.

Фото 6

При необходимых взаимных усилиях молодого специалиста и наставника происходит оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний и навыков новых сотрудников.

 

Направление № 4: организация работы с кадрами по итогам аттестации:

в 2023 г. Ромашова Н.В., учитель математики, будучи сама педагогом-наставником, стала стажером – и во время ГИА проходила методическое обучение в качестве технического специалиста у более опытного коллеги.

Фото 7

Работа в данном направлении помогает определить новый ресурс педагогической деятельности учителей, определить дальнейшую траекторию повышения педагогического мастерства.

 

Направление № 5: обучение при введении новых технологий и инноваций в педагогическую практику:

в сентябре 2022 года в школах Российской Федерации была введена должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. В нашей школе на эту должность были назначены два специалиста

Фото 8

опытный, за плечами которого более 40 лет педагогической деятельности и работы классным руководителем, и молодой специалист, имеющий за плечами 3 года стажа. Как показала практика,  такой тандем  оказался очень полезным – происходит сохранение и передача ключевых знаний опытным специалистом, и максимальное использование современных интернет ресурсов в работе молодым педагогом.

  1. Направление № 6:  кураторство, работа со студентами-практикантами, которые в будущем могут вернуться в образовательную организацию уже преподавателями. Большую работу в данном направлении ведут учителя-предметники (физической культуры, преподаватели начальных классов) в течение всего учебного года являются наставниками студентов педагогического колледжа (ГПБОУ РО «КонстПК»), передают свой опыт, помогают практически овладеть методикой современных инновационных технологий.

 

Результативность практики наставничества в МБОУ СОШ №2  характеризуется надежностью (стабильностью положительных результатов, получаемых при ее реализации) и перспективностью, так за последние 3 года произошло:

  • увеличение доли педагогических работников, имеющих квалификационные категории (на 0,8%: в 2020 – 71,8% в 2023 – 72,6%);
  • увеличение доли педагогических работников с высшей квалификационной категорией (на 7,1%: в 2020 г. – 43,9% в 2023 г. – 51%);
  • увеличение контингента молодых специалистов (на 7,5%: в 2020 – 10,3%, в 2023 – 17,8%);
  • увеличение доли молодых специалистов, имеющих квалификационные категории (на 1,4%: в 2020 – 0%, в 2023 –1,4%).

Таким образом, действующая в МБОУ СОШ №2 система наставничества является эффективным инструментом педагогической деятельности и способствует повышению профессионального уровня педагогов школы (и молодых, и опытных), способствует снижению текучести кадров и уменьшению риска профессионального выгорания.

 

Наставничество – это прочная инвестиция в долгосрочное развитие образовательной организации.

 

Особую роль в наставничестве играют педагогические династии

Безусловно, самый лучший наставник – это живой пример родителей, которые как никто другой смогут найти правильные слова, помочь осознать важную миссию учителя.

 

В МБОУ СОШ №2 работают 4 педагогические династии:

  1. Короткова Людмила Васильевна (учитель истории, зам.директора по УВР) и Коротков Сергей Александрович (учитель технологии);
  2. Арешева Людмила Викторовна (учитель физики) и Здерева Светлана Алексеевна (учитель физики и информатики);
  3. Родионова Любовь Борисовна (учитель начальных классов) и Толок Светлана Викторовна (учитель иностранного языка);
  4. Матросова Валентина Николаевна (педагог-психолог) и Шабанова Татьяна Анатольевна (педагог-психолог).

 

 

2021-2022 учебный год

Педагог-наставник

Ромашова Наталья Владимировна

Ромашова Наталья Владимировна

17.03.1981 г.рождения

Образование: высшее, в 2004 году окончила Ростовский государственный педагогический университет, по специальности математика, квалификация учитель математики и информатики.

Общий стаж педагогической работы: 22 года; 

 в данной организации: 2 года, высшая категория

Сведения о дополнительном профессиональном образовании:

2020 г. обучение в  ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО по программе дополнительного профессионального образования «Инновационные модели организационно-методического содержания реализации ФГОС», по проблеме: Экспертиза профессиональной деятельности оценка уровня профессиональной компетенции педагогических работников условиях реализации НСУР»;

2021 г.  ООО «Центр инновационного образования и воспитания» г. Саратов по проблеме «Формирование и развитие педагогической ИКТ компетентности соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта».

Имею следующие отраслевые награды:

благодарственное письмо МО РО за многолетний высокопрофессиональный и плодотворный труд по обучению и воспитанию молодежи, успехи в развитии творческой активности  и трудолюбие, приказ МО РО дата 12.02.2015г. №3-н;

почетная грамота МО РФ за значительные заслуги в сфере образования, воспитания детей и молодежи и многолетний добросовестный труд, приказ МО РФ дата  22.02.2018 г. №89/к-н.