Рекомендации родственникам, родителям ребенка
- Разговаривайте со своим ребенком, отвечая на его вопросы.
- Очень внимательно прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок: слышится ли вам страх, тревога, беспокойство. Очень полезно повторение слов ребенка. Например: "Ты боишься, что...". Это поможет вам и ребенку прояснить чувства.
- Не уставайте уверять ребенка: "Мы вместе. Мы заботимся о тебе". Эти уверения повторяйте многократно.
- Дотрагивайтесь до ребенка, обнимайте его как можно чаще - прикосновения очень важны для ребенка в этот период.
- Не жалейте времени, укладывая ребенка спать, разговаривайте с ним, успокаивайте его.
- Не отягощайте ребенка виной за его собственную реакцию и не пытайтесь насильственно сделать малыша стойким, сильным, смелым. Не читайте морали, не наказывайте в этот период.
- Не требуйте от ребенка быть прежним, таким же, как раньше. Многие прежние требования к нему становятся уже сверхтребованиями (например, учиться только на пятерки, ничего не бояться), и временно эти планки придется снизить.
- Не пытайтесь манипулировать ребенком, используя его любовь к вам. Например, не стоит говорить: "Ты что все время грустный. У меня же сердце от этого болит".
- Не представляйте ребенка жертвой другим людям, особенно в ситуациях, когда он может это слышать.
- В вашем общении с ребенком создавайте возможность для проговаривания его страхов и реагирования на них.
Рекомендации педагогам, воспитателям, социальным работникам
- Создавайте безопасную ситуацию, в которой ребенок может исследовать свои чувства, без риска получить повторную травму.
- Внимательно следите за тем, чтобы не смешивать собственные потребности и потребности ребенка, чувство беспомощности перед травмой, которая может возникнуть у вас, не должно передаваться ребенку.
- Принимайте и уважайте те способы защиты и преодоления травмы, которые есть у ребенка.
- Стресс, испытываемый ребенком, уменьшится, если вы расскажите ему, как обычно реагируют на травмы другие люди. Ребенку станет легче, когда он услышит, что ночные кошмары, плаксивость, страхи, тяжелые мысли - это нормальные человеческие реакции.
- Помните, что многие дети имеют искаженную информацию о том, что с ними произошло.