Твой выбор
(Классный час в 4 классе)
I Беседа по вопросам:
- Что значит быть взрослым? Кого мы называем взрослым?
- Чем взрослый человек отличается от детей?
- Считаете ли вы себя взрослыми? Почему?
II Качества - характеристика свойств, сущности человека.
- Выберите те качества, которые присущи взрослому человеку и ребёнку (соедините линией).
самостоятельность |
- Какие качества вы соединили с ребёнком? Какие качества со взрослым человеком?
- Какие качества взрослого человека вам особенно нравятся, и в будущем вам хотелось бы ими обладать? (Дети называют какое-либо качество и объясняют свой выбор).
III Ситуации.
- Часто можно слышать такие выражения: «Ты поступил, как ребёнок» или «Ты поступил, как взрослый». Как вы можете это прокомментировать?
Давайте проанализируем некоторые поступки учащихся.
1. Учитель часто говорил о правилах дорожного движения и призывал строго соблюдать их. Ваня вышел из школы и увидел своего друга на другой стороне улицы. Он радостно кинулся к нему, перебегая дорогу в неположенном месте. Машина резко затормозила.
- Это поступок взрослого человека или ребёнка? Какое человеческое качество проявил Ваня? (легкомыслие)
2. Вова ехал в трамвае. На остановке в трамвай вошла женщина. Вова встал и сказал: «Садитесь, пожалуйста». Неожиданно трамвай остановился, Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал: «Извините меня, я нечаянно».
- Какое качество проявил Вова? (вежливость)
3. Родители оставили сыну деньги и дали поручение купить хлеб и молоко. Сын собирал наклейки и на все деньги, оставленные на продукты, купил наклейки.
- Как поступил сын? Это поступок взрослого или ребёнка?
4. Ученик на прогулке убежал от своей группы, потерялся, заставил всех волноваться.
- Как объяснить такой поступок?
5. Шёл Боря домой из школы. Видит- идёт по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошёл к перекрёстку и остановился. Вроде как прислушивается к чему-то. «Это он движение пережидает»,-догадался Боря. Подошёл к человеку и сказал:
- Я вас через улицу переведу.
Слепой протянул Боре руку, и они перешли на другую сторону. Здесь слепой сказал:
- Вижу, хороший ты мальчик.
- Видите?- удивился Боря.
- Это и незрячему видно, - улыбнулся человек.
Как расцените этот поступок?
6. У Тани оторвалась пуговица. Бабушка сказала:
- Вот закончу варить суп и пришью пуговицу.
Но Таня взяла нитки, иголку и сама пришила к пальто пуговицу.
- Какое качество проявила Таня? Это поступок взрослого или ребёнка?
- Какими качествами взрослого человека вы уже обладаете?
- Чему же должны учиться дети, чтобы им сказали: «Ты поступил, как взрослый человек».
IV Взрослые люди.
«Нет людей чисто беленьких или чисто чёрненьких- люди все пёстрые». (А.М. Горький)
- Это высказывание писателя о том, что взрослые бывают разные.
Как вы это понимаете? (хорошие и плохие люди)
Отрицательные качества образуют пороки человека, положительные ведут к добродетели.
Прочитайте изречения и попробуйте определить, из чего складывается добродетель?
Добродетель есть особый строй души, позволяющий сохранить достоинство в отношении себя и других. (М.Фичино)
Добродетель в том, чтобы делать ближним добро и не причинять зла. А делать ближним добро- это делать то, чего желал бы самому себе. (Древнеиндийское изречение).
Любовь к родителям- основа добродетели. (Радищев Н.)
Справедливость- высшая из добродетелей. (Цицерон).
Бескорыстие- одна из самых похвальных добродетелей. (С. Сервантес)
Вежливость- первая и самая приятная добродетель. (Д. Локк)
- -Может ли человек прожить без добродетели? Что несёт человечеству её отсутствие?
У каждого человека есть достоинства и пороки. Никто не рождается на свет без пороков.
Благородство и подлость,
Отвага и страх –
Всё с рожденья заложено
В наших сердцах. (Омар Хайям)
- -Меняется ли человек с годами? Почему? Что изменяет человека? (воспитание, самовоспитание).
Да. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы». (Демокрит)
Родители, школа, страна хотят, чтобы вы выросли хорошими людьми, у которых добродетелей будет гораздо больше, чем пороков.
Пять свойств.
Пять свойств не ладят с другими пятью.
Внимательно заповедь слушай мою:
С Надменностью Дружба не может сродниться,
От Грубости Вежливость не родиться,
Величия мы у Злодейства не ищем,
Скупец не подаст убогим иль нищим,
Для Веры и Верности Ложь не опора.
Всё это усвой – и храни от вора.
(И.Гете)
IV Вывод.
- Какие качества вы хотели бы развить в себе? Ваш выбор (учащиеся пишут на листках «Качества, которые я хочу в себе развить»).
Классный руководитель: Савицкая Е.Г.