Версия для слабовидящих

Что значит быть взрослым?

Твой выбор
(Классный час в 4 классе)

I Беседа по вопросам:

  • Что значит быть взрослым? Кого мы называем взрослым?
  • Чем взрослый человек отличается от детей?
  • Считаете ли вы себя взрослыми? Почему?

II Качества - характеристика свойств, сущности человека.

  • Выберите те качества, которые присущи взрослому человеку и ребёнку (соедините линией).
1

самостоятельность
наивность
беззащитность
неопытность
рассудительность
ответственность за свои поступки
аккуратность
практичность
упрямство
осторожность
доверчивость
справедливость
уважение окружающих
самоанализ
любовь к близким
культурное поведение
профессионализм

1
  • Какие качества вы соединили с ребёнком? Какие качества со взрослым человеком?
  • Какие качества взрослого человека вам особенно нравятся, и в будущем вам хотелось бы ими обладать? (Дети называют какое-либо качество и  объясняют свой выбор).

III Ситуации.

  • Часто можно слышать такие выражения: «Ты поступил, как ребёнок» или «Ты поступил, как взрослый». Как вы можете это прокомментировать?

Давайте проанализируем некоторые поступки учащихся.

1. Учитель часто говорил о правилах дорожного движения и призывал строго соблюдать их. Ваня вышел из школы и увидел своего друга на другой стороне улицы. Он радостно кинулся к нему, перебегая дорогу в неположенном месте. Машина резко затормозила.

  • Это поступок взрослого человека или ребёнка? Какое человеческое качество проявил Ваня? (легкомыслие)

2. Вова ехал в трамвае. На остановке в трамвай вошла женщина. Вова встал и сказал: «Садитесь, пожалуйста». Неожиданно трамвай остановился, Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал: «Извините меня, я нечаянно».

  • Какое качество проявил Вова? (вежливость)

3. Родители оставили сыну деньги и дали поручение купить хлеб и молоко. Сын собирал наклейки и на все деньги, оставленные на продукты, купил наклейки.

  • Как поступил сын? Это поступок взрослого или ребёнка?

4. Ученик на прогулке убежал от своей группы, потерялся, заставил всех волноваться.

  • Как объяснить такой поступок?

5. Шёл Боря домой из школы. Видит- идёт по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошёл к перекрёстку и остановился. Вроде как прислушивается к чему-то. «Это он движение пережидает»,-догадался Боря. Подошёл к человеку и сказал:

  • Я вас через улицу переведу.

Слепой протянул Боре руку, и они перешли на другую сторону. Здесь слепой сказал:

  • Вижу, хороший ты мальчик.
  • Видите?- удивился Боря.
  • Это и незрячему видно, - улыбнулся человек.

Как расцените этот поступок?

6. У Тани оторвалась пуговица. Бабушка сказала:

  • Вот закончу варить суп и пришью пуговицу.

Но Таня взяла нитки, иголку и сама пришила к пальто пуговицу.

  • Какое качество проявила Таня? Это поступок взрослого или ребёнка?
  • Какими качествами взрослого человека вы уже обладаете?
  • Чему же должны учиться дети, чтобы им сказали: «Ты поступил, как взрослый человек».

IV Взрослые люди.

«Нет людей чисто беленьких или чисто чёрненьких- люди все пёстрые». (А.М. Горький)

  • Это высказывание писателя о том, что взрослые бывают разные.

Как вы это понимаете? (хорошие и плохие люди)
Отрицательные качества образуют пороки человека, положительные ведут к добродетели.
Прочитайте изречения и попробуйте определить, из чего складывается добродетель?

Добродетель есть особый строй души, позволяющий сохранить достоинство в отношении себя и других. (М.Фичино)

Добродетель в том, чтобы делать ближним добро и не причинять зла. А делать ближним добро- это делать то, чего желал бы самому себе. (Древнеиндийское изречение).

Любовь к родителям- основа добродетели. (Радищев Н.)

Справедливость- высшая из добродетелей. (Цицерон).

Бескорыстие- одна из самых похвальных добродетелей. (С. Сервантес)

Вежливость- первая и самая приятная добродетель. (Д. Локк)

  • -Может ли человек прожить без добродетели? Что несёт человечеству её отсутствие?

У каждого человека есть достоинства и пороки. Никто не рождается на свет без пороков.

Благородство и подлость,
Отвага и страх –
Всё с рожденья заложено
В наших сердцах. (Омар Хайям)

  • -Меняется ли человек с годами? Почему? Что изменяет человека? (воспитание, самовоспитание).

Да. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы». (Демокрит)
Родители, школа, страна хотят, чтобы вы выросли хорошими людьми, у которых добродетелей будет гораздо больше, чем пороков.

Пять свойств.

Пять свойств не ладят с другими пятью.
Внимательно заповедь слушай мою:
С Надменностью Дружба не может сродниться,
От Грубости Вежливость не родиться,
Величия мы у Злодейства не ищем,
Скупец не подаст убогим иль нищим,
Для Веры и Верности Ложь не опора.
Всё это усвой – и храни от вора.

(И.Гете)

IV Вывод.

  • Какие качества вы хотели бы развить в себе? Ваш выбор (учащиеся пишут на листках «Качества, которые я хочу в себе развить»).

Классный руководитель: Савицкая Е.Г.